Чем занять малыша дома: игры и развлечения для детей от года до пяти лет

Особенности возраста

Рассмотрим основы возрастных особенностей развития, характерные для детей 4-х лет:

  • Самый предпочитаемый вид деятельности – это игра.
  • Активное физическое развитие (ловкость, гибкость, координация).
  • Расширение познавательных навыков (получение информации об особенностях окружающего мира).
  • Обогащения словарного запаса.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Ярко выраженное творческое развитие.
  • Развитие воображения, которое может проявляться в личных экспериментах ребенка.
к содержанию ↑

Чем занять детей дома?

По мнению педиатров, дети 4-х лет восприимчивы к любой информации, поступающей к ним по аудиальному, зрительному и сенсорному каналам. Проще говоря, все, что ребенок слышит, видит и может подержать в руках, будет ему интересным.

Поэтому и игры можно составлять в неком комплексе, что поможет не только развлечь ребенка, но и будет в понятной игровой обстановке стимулировать его развитие.
  1. Дети в четыре года, особенно девочки, часто рисуют. Поэтому иногда достаточно дать ребенку альбом и много-много карандашей, красок и фломастеров. Если ребенок не очень любит рисовать, то можно предложить ему краски, толстую кисточку и дать большой кусок старых обоев. От такого масштаба не откажется ни один ребенок.
  2. Дайте ребенку дырокол или степлер и пару старых журналов, он с удовольствием будет проделывать дырочки. Лучше ребенка в таком случае посадить не далеко от себя, чтобы он вам занавески не продырявил, пока вы заняты.
  3. Вырезать ножницами. Можно дать старый журнал или те же обои. Дети с удовольствием нарежут вам горы мусора. В 4 года многие могут уже вырезать геометрические фигуры — покажите как вырезать треугольник, круг и квадрат. Пусть попробуют повторить из цветной бумаги, а потом совместно можно сделать аппликации.
  4. У меня еще из моего детства остались трафареты букв, цифр и геометрических фигур. Помните, ими раньше подписывали стенгазеты. Сейчас они меня хорошо выручают. Их можно обводить и раскрашивать. Если у вас нет таких, можно скачать из интернета буквы, фигуры, животных — вырезать их на картоне и трафарет готов.
  5. Лепка из пластилина. В возрасте 4-5 лет дети с удовольствием лепят из пластилина.
  6. Игра с прищепками больше подходит для детей 2-3 лет. Но можно разнообразить эту игру. Натягивайте веревку не высоко от пола, дайте ребенку какие нибудь небольшие тряпочки и пусть он развешивает белье.
  7. Можно обрисовывать свои руки и ноги. Однажды дала своему ребенку чистый блокнот и показала, как обрисовать свою руку. Полчаса ребенка не было видно…потом он мне принес блокнот, в нем все листы были с обрисованными руками.
  8. Рисование через копирку. Раньше были копирки и не было ксерокса.
  9. Так как дошкольникам очень важно развивать мелкую моторику, то очень много занятий у меня связано с рисованием. Обрисовываем деньги. Кладете монету под бумагу и закрашиваете ее карандашом. Получаются бумажные деньги.
  10. Домик из подушек и одеял, внутри можно положить фонарик.
  11. У нас есть кинетический песок, он тоже выручает в случаях повышенной занятости родителей.
  12. В магазинах продаются детские наклейки, купите пачку и покажите как клеить в альбом или блокнот. Но обычно дети не ограничиваются только блокнотом, поэтому есть вероятность, что наклейки окажутся на зеркалах, шкафах и обоях.
  13. Клеить скотчем. Дайте маленький скотч и покажите как пользоваться. Можно разрешить ребенку развешивать свои рисунки на скотче на двери.
  14. Точить карандаши обычной точилкой.
  15. Раскраски. Скачиваю из интернета те, что ребенок выберет сам и даю раскрашивать.
  16. Лабиринты. Также распечатываю лабиринты из интернета.
  17. Рисование по точкам. Отлично подойдет для тех, кто плохо рисует, соединяя точки получается рисунок.
  18. У меня есть старый телефон, но в рабочем состоянии. Ребенок любит фотографировать или снимать себя на видео на фронтальную камеру. Это занятие надолго его увлекает. Он записывает как он читает стихи, поет песни, снимает репортажи — очень забавно. Недавно научила еще и удалять фотографии, которые он наснимал, чтобы место в телефоне не заполнялось.
  19. Можно заранее подготовить аппликацию и дать ребенку альбом и клей. Лучше давать клей-карандаш, либо ПВА, но налить в отдельную баночку и дать кисточку.
  20. Копилка с монетами. Монеты можно загружать в копилку или в грузовик.
  21. Коробочка с разными пуговицами. Нужно только предложить, а дети сами придумают как поиграть с этим.
  22. Если у вас есть моток старой пряжи, дайте его ребенку. Нитки вы уже в ряд ли соберете :), зато тишина на полчаса вам обеспечена.
  23. Лупа. Покажите, как ей разглядывать предметы.
  24. Мозаика. Иногда ребенок может заняться мозаикой надолго, а иногда и на 2 минуты не хватает. Но если у вас ее нет лучше приобрести, иногда действительно выручает.
к содержанию ↑

Чем занять ребенка на улице

Если вы озадачены тем, чем занять ребенка в 4 года на улице с пользой для него и комфортом для вас, возьмите на вооружение следующие советы:

  • Попросите ребенка рассказать о цветочках, которые он видит: какого цвета у него лепестки, сколько их, большой ли цветочек или маленький. Дома вместе с ребенком нарисуйте то, что видели на улице.
  • Покормите бездомных животных, голубей. Взаимодействие с животными у большинства детей вызывает неподдельный восторг.
  • Игры с мыльными пузырями развивают ловкость и координацию.
  • Осенью можно прогуляться в парк и насобирать красивых листиков, каштанов, шишек, из которых можно сделать оригинальные поделки.
Для каждого времени года можно устраивать тематические прогулки. Например, с приходом весны или осени, можно отправиться в парк на сбор примет наступившего тепла или наоборот приближающихся холодов.
к содержанию ↑

Мини-футбол

Это прекрасная, увлекательная игра для непосед. Так, находим небольшую лужайку без ямок, кустов и бугров. С помощью кеглей или обычных камней делаем символические ворота. Цель игры: забить в ворота противника как можно больше мячей. Если подключить к игре болельщиков, получится очень весело.

Песочница

Ну и, конечно, не стоит забывать о старом-добром песке, в котором любят возиться все малыши. Из него можно строить невероятные башни и пещеры, можно с помощью формочек делать интересные фигурки. Начинаем с самых элементарных игр:

  • Ребенок проходится по песку сначала каждым пальчиком, а потом оставляет на нем след всей пятерней.
  • Он зачерпывает жменю песка, закрывает кулачок, но оставляет небольшой просвет между ладонью и пальчиками, из которых по струйке песок будет высыпаться.
  • Перетираем песок между ладошками.

Обязательно расскажите ребенку о правилах игры с песком: его нельзя бросать в других людей и после игр с песком обязательно надо мыть руки.

к содержанию ↑

Лучшие игры на даче

В теплое время года сложно придумать более полезное для ребенка место, чем загородный дом. Тут можно и побегать, и полежать в гамаке, помочь родителям в саду – одним словом, занятий множество. Мы же рассмотрим самые интересные занятия для детей 4 лет на улице, от которых они вряд ли откажутся.

Водные процедуры

Самый прекрасный способ развлечь ребенка на улице – устроить ему водные процедуры под солнышком. Для этого в небольшой плавательный бассейн набираем воду, оставляем ее греться под открытым небом или заранее набираем в него теплую воду, усаживаем ребенка и даем ему в руки подходящие для водных процедур игрушки.

4-летние дети с огромным удовольствием могут плескаться в воде часами, но тут очень важно соблюдать меры безопасности.

Мнение эксперта
Михайлова Мария Васильевна
Кардиолог-терапевт с опытом более 10 лет. Постоянный участник и спикер в кардиологических конференциях
Если у бассейна не предусмотрена крыша самой конструкцией, обязательно устанавливайте его в тени, а не под прямыми солнечными лучами. Не забудьте надеть на голову ребенка панаму и используйте качественный и полностью экологически чистый солнцезащитный крем.
к содержанию ↑

Воздушный змей или шарики

Купите заранее воздушного змея или штук 10 шариков. Выделите на даче безопасный участок, где ребенок может побегать со змеем, не споткнется и не раздавит бабушкины помидоры. Если в саду много деревьев, тогда подойдут шарики, которыми можно кидаться, ловить и даже лопать!

Юный садовод

Детей данного возраста уже можно смело приобщать к садово-огородным работам. В 4года ети обожают природу, проявляют к ней постоянный интерес. Поэтому любую «взрослую работу» – прополку клумбы, сбор урожая – они воспримут с огромным удовольствием.

Гамак

Если у вас есть гамак, можно повесить его на безопасной для ребенка высоте. 4-летний малыш с удовольствием будет в нем резвиться!

Развлечения в детском саду

Отдельный пласт игр и занятий, которые можно использовать в детском саду. В таком контексте целесообразно применять командные игры, которые будут развивать командный дух, и помогать детям устанавливать социальные связи:

Игра «Вкусная конфета»

Дети садятся в круг, один ребенок держит в руке пакет с воображаемыми конфетками. Подходя к каждому ребенку, он дает ему символическую сладость. Задача ребенка: показать с помощью мимики и жестов, какая вкусная конфета ему досталась.

Игра «Как тебя называют»

Дети сидят в кругу и по очереди рассказывают, какими ласковыми словами их дома называют родители, бабушки и дедушки.

Игра «Солнышко»

Под музыку дети ходят по кругу. Их ручки – это солнечные лучики. Вдруг музыка выключается, и воспитательница указывает на одного из детей, и называет часть тела, которая у него замерзла: «Детки, посмотрите, у Алеши совсем замерзли ручки». Задача детей: своими лучиками отогреть замерзшую руку.

В детском саду необходимо применять принцип свободы ребенка к самостоятельному выбору игры и партнера для нее. Задача педагога – обеспечить оптимальные условия для безопасных и познавательных игровых процессов.
к содержанию ↑

Развивающие занятия: из чего состоят?

Для органического развития малыша очень важно сочетать игру с полезными занятиями, которые в интуитивно понятной для ребенка форме будет стимулировать его логику, воображение, пространственное мышление. Также занятия помогут обучиться базовым понятиям: счету, письму, чтению.

Изучаем основы хорошего воспитания

Рассматриваем с ребенком рисунки «хорошо-плохо». Демонстрируем ребенку картинки изображением детей, находящихся в разных ситуациях (например, на одной – ребенок играет в футбол в доме, а на другой помогает маме по дому) и просим объяснить, на какой картинке ребенок ведет себя правильно, а на какой нет.

Отличными омощниками станут игры-лото, где «плохие» картинки надо закрывать «хорошими».

к содержанию ↑

Рассказываем сказку по картинкам

По такому же принципу можно попросить ребенка рассказать сказу, проанализировав изображения, которые лежат перед ним.

Создаем поделки

С помощью ножниц и цветной бумаги можно сделать яркие и необычные фигурки, вырезать персонажей из мультиков, сказочных героев. Потом можно создать импровизированный театр, для которого вместе с ребенком придумывать сюжеты.

Физические упражнения

В связке с развивающими занятиями обязательно должны присутствовать и физические. Это может быть элементарная гимнастика для шеи, рук, приседания, пряжки на месте.

Эмоциональное развитие

После трех лет жизни детям надо уже научиться по своему желанию менять силу, интонацию голоса, высоту. Они должны произвольно уметь передавать своим голосом разные чувства, правильно строить интонацию вопроса.

[pullquote-right]Эмоциональная реакция на похвалу создает у ребенка условия для появления самолюбия и чувства гордости [/pullquote-right] Это можно тренировать, читая и пересказывая русские народные сказки. Учить говорить громко и тихо можно с помощью игры «Телефон», «Эхо».

Мнение эксперта
Михайлова Мария Васильевна
Кардиолог-терапевт с опытом более 10 лет. Постоянный участник и спикер в кардиологических конференциях
Также можно просить рассказать одну и ту же сказку разными голосами и интонациями.
Замечательно развивает речь ребенка игра с пальчиковыми куклами.

Этих кукол можно сделать вместе с ребенком. А чем потом занять ребенка 4 лет дома, так это инсценировать сказки в любой интерпретации.

Развивать речь ребенка может помочь совместный просмотр мультфильмов. Половину надо смотреть вместе.

Потом придумать срочные дела и отойти в другую комнату, а ребенка попросить потом рассказать, чем закончился фильм.
Дети очень любят петь песенки.

Нужно попросить придумать другое окончание песни. Такая игра также помогает пополнять словарный запас и развивает речь.

С детьми, которым четыре года, можно уже играть с пазлами. В этой игре дети также учатся анализировать предметы по признакам, развивается воображение и логика.

Тренируется усидчивость и внимание.

к содержанию ↑

Развитие моторики и сенсорики

Актуальна проблема развития мелкой моторики. Здесь помогут лепка и рисование.

Лепить можно из разного материала. Брать нужно то, что есть под рукой: тесто, пластилин, глина.

Полезно учить детей лепить мелкие детали. При этом развиваются мелкие мышцы на пальцах рук.

Воспитывается терпение и усидчивость. Слепленную фигурку можно разукрасить красками.

Развивается воображение. Параллельно изучаются цвета, способы сочетания цветов, тренируется внимание.

Во время лепки можно изучать овощи и фрукты. Их цвет, свойства и признаки.

Лепка дает ребенку способность самому моделировать окружающий мир. Дает возможность показывать свое представление окружающего мира.

Этот мир можно потрогать, с ним можно поиграть. Он почти как настоящий.

Со слепленными фигурами и предметами можно играть в игры. Это самое понятное для самостоятельного постижения занятие.

Лепка системно влияет на развитие детей . Повышается сенсорная чувствительность.

Дети более тонко начинают воспринимать форму, фактуру предмета, его пластику. Лепка развивает общую умелость и ловкость рук.

У детей формируется умение планировать работу для реализации задуманного, умение корректировать свои первоначальные планы. Однако самое главное, что лепка учит видеть красоту, чувствовать эстетику предмета.

к содержанию ↑

Изучение иностранного языка в 4 года

Родители, которые не знают, чем заняться дома в плохую погоду с ребенком 4 лет, могут начать изучать иностранный язык. Четырехлетний возраст идеально подходит для начала изучения иностранного языка.

Тут тоже подходят разные способы. Можно использовать обучающие мультфильмы, игры, компьютерные программы соответствующие возрасту.

В четыре года дети еще усваивают родной язык, поэтому им легко одновременно изучать и новые слова на иностранном языке. Следует изучать иностранный язык в форме увлекательной игры.

Мнение эксперта
Михайлова Мария Васильевна
Кардиолог-терапевт с опытом более 10 лет. Постоянный участник и спикер в кардиологических конференциях
В этом возрастном периоде дети впитывают все новое как губка. Изучать помогут карточки с картинками, пазлы букв алфавита.

Прекрасно подойдет разучивание всевозможных стишков и загадок. При их изучении хорошо было бы создавать образные ассоциации.

Но нельзя заставлять ребенка учить.

Возраст четырех лет – это тот возраст, когда можно «лепить» из ребенка все что угодно. Главное здесь найти золотую середину, чтобы ребенок развивался цельно и гармонично.

Если взрослые не могут определиться, чем увлечь ребенка можно в 4 года, не должны стесняться обращаться за помощью и консультацией к квалифицированному психологу или педагогу. В каждом городе есть образовательные организации с такими специалистами.

Существуют курсы и проводятся совместные занятия детей с родителями. Все в руках самих родителей.

Чередуем спокойные и подвижные игры, которые способствуют укреплению памяти, образному мышлению, развитию мелкой моторики рук, физическому развитию и т.д.
к содержанию ↑

Развивающие игрушки для детей в 4 года

С четырёхлетними детками можно играть в лото, заниматься с интерактивной картой или с интерактивным глобусом, рассматривать предметы в микроскоп, играть конструктором, делать замечательные поделки, лепить из глины и т.д. Просите близких, и покупайте сами именно развивающие игрушки, а не только банальные куклы/машинки.

Уделите внимание энциклопедиям с картинками, самое время изучать, вникать, размышлять.

Дома должно быть предусмотрено специальное рабочее место для ребёнка (стол и стульчик или парта), тут он сможет рисовать, читать, считать, лепить, учить язык, делать поделки.

к содержанию ↑

Во что ещё поиграть с ребёнком в 4 года?

  • рисование красками, фломастерами, карандашами (например, рисуем домик разными способами);
  • разукрашивание раскрасок;
  • игра с кубиками с буквами, цифрами;
  • игра с набором геометрических фигур;
  • настольные игры для самых маленьких;
  • детский боулинг;
  • поиски сокровищ в комнате;
  • определение диких и домашних животных.

Для развития мелкой моторики рук в 4 года играем так:

  • выкладываем домик из палочек/спичек (без серы);
  • составление рисунка из спичек (палочек);
  • нанизывание пуговиц, макарон на ниточку;
  • смешивание и раскладывание бусин (пуговиц) разных цветов;
  • игры со шнуровкой.

Все занятия с ребёнком должны проходить в игровой форме. Не заставляйте ребёнка заниматься тогда, когда этого хотите вы, а не он. Вам нужно создать лёгкий непринуждённый и интересный эмоциональный фон. Начинайте свои игры-занятия с какой-то интересной фразы «Ну что, малыш, давай поиграем в какую-то волшебную игру?»

Регулярные занятия проводите в одно и то же время. Ребёнок старше 3 лет может заниматься минимум 15 минут. При этом более интересное занятие способно концентрировать внимания малыша на себе и полчаса.

Не позволяйте малышу разбрасывать и не по назначению использовать материалы для занятий, например, обучающие картинки. Они должны быть сложены после занятия. Малышу должно быть интересно их посмотреть. Если же они будут валятся по квартире в свободном доступе, то для ребёнка они утратят свою важность.

До и после занятия хвалите малыша, говорите, что занятия помогут ему быть таким же умным как папа.

к содержанию ↑

Чему важно уделить внимание?

Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.

Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.

  • Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
  • Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
  • Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
  • Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
  • Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
  • Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
  • Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
  • Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
  • Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
  • В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.
к содержанию ↑

Активное движение

Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:

  • «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
  • Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
  • Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
  • Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
  • Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
  • Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.

Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.

к содержанию ↑

Творчество и мелкая моторика

Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.

Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:

  • рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
  • обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
  • обводить контуры собственной ладошки или ступни;
  • класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
  • раскрашивать картинки в раскрасках;
  • проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
  • рисовать, соединяя точки.
к содержанию ↑

Игры для юных исследователей

Мнение эксперта
Михайлова Мария Васильевна
Кардиолог-терапевт с опытом более 10 лет. Постоянный участник и спикер в кардиологических конференциях
Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
  • Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
  • Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
  • Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
  • Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
  • Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
  • Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
  • Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
  • Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.

Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.

Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.

к содержанию ↑

Речь и социализация

Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.

Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:

  • совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
  • составление рассказов по картинкам;
  • разучивание стихов;
  • пение детских песенок;
  • сочинение собственных сказок;
  • игры с домашним кукольным театром;
  • различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).

Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).

к содержанию ↑

Возрастные особенности ребенка в 4 года

  1. Активное физическое развитие. В этот возрастной период дети становятся очень подвижными и изобретательными. Могут выполнять различные гимнастические упражнения, прыгать, кувыркаться, забираться на лестницу (шведская стенка). Координация развита еще в недостаточной степени.
  2. Высокая познавательная активность, любознательность. Ребята этого возраста становятся маленькими «почемучками». Они задают родителям множество разнообразных вопросов, что подтверждает дальнейшее развитие мышления и воображения, логики.
  3. Активное эмоциональное развитие. Дети в возрасте 4 лет учатся испытывать новые эмоции, такие как обида, стыд, грусть и злость. Мальчики и девочки обучаются новым качествам: доброте, сочувствию, щедрости. Взрослым людям важно помнить, что эмоции и чувства у детей этого возраста преобладают над другими сторонами его жизни. Не следуют придавать большого значения избыточной эмоциональности малыша.
  4. Дальнейшее развитие мелкой моторики рук, которую следует и дальше помогать активно развивать.
  5. Активное речевое развитие детей. Словарный запас малышей к этому возрасту достигает порядка 1500 слов. Родителям следует больше общаться со своим ребенком, терпеливо отвечать на его многочисленные вопросы, чтобы увеличивать его словарный запас, развивать речь.
  6. Самостоятельность в быту. Дети 4 лет довольно самостоятельны в быту. Они могут сами одеваться, обуваться, умываться, убирать за собой игрушки, чистить зубы,. Взрослым необходимо регулярно напоминать своим детям о необходимости выполнения тех или иных вещей, что формирует аккуратность и самостоятельность ребят.
к содержанию ↑

Игры для развития детей от 2 лет

Рисование. Попробуем раскрасить серое ненастье яркими красками! Сюжеты для рисования предлагает Юлия Каспарова.

Веселый поезд. Нарисуйте на листе бумаги паровозик. Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров.

Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки.

Строим город. Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где „будет заложен город“. Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к „строительству“ своего собственного города.

Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот — удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая „рисовальная“ игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день.

Надоело рисовать — свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой.

А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!

Яркое окошко. А еще можно порисовать на оконных стеклах обычной гуашью. Это тоже здорово поднимает настроение. Ведь можно раскрасить унылый денек в яркие цвета и любоваться из окна своим творением…»

к содержанию ↑

10 идей, как занять малыша на 10 минут

Сидячий футбол. Два или более игрока садятся друг напротив друга, расставив широко ноги, и катают руками небольшой мячик. Можно радостно кричать «Го-о-ол!»

Сортируем предметы. Различные предметы, игрушки сортируем по цвету, форме, мягкости-твердости и пр.

Башня. Из коробочек, кубиков или пластиковых стаканчиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить маленьким мячиком или теннисным шариком.

Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.

Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным шариком или небольшим мячиком.

Маленький водитель. Рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда разметка готова, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.

Автор статьи
Михайлова Мария Васильевна
Кардиолог-терапевт с опытом более 10 лет. Постоянный участник и спикер в кардиологических конференциях
Следующая
СимптомыКак при зубной боли можно использовать раствор и таблетки Фурацилина для полоскания рта: инструкция по применению

Добавить комментарий